№ п/п 1 2 2.1 2.2 3 4 4.1 4.2 5 6 7 СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы Раздел 1. Информационная справка о дошкольной образовательной организации Раздел 2. Анализ условий реализации программ дошкольного образования Анализ условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО Анализ условий реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС ДО Раздел 3. Концепция программы развития (концептуальные идеи) Раздел 4. Программные мероприятия Управление реализацией ФГОС ДО Управление реализацией дополнительных общеобразовательных программ Раздел 5. Инновационные риски Раздел 6. Управление программой развития План финансово-хозяйственной деятельности 2 Стр. 3 6 8 9 11 14 19 19 26 30 31 32 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Наименование программы Ответственный исполнитель программы Юридический адрес (с указанием индекса) Телефон (код и номер) e-mail Cайт Разработчики Программы Обоснование Программы Нормативная база Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 22 с. Бошняково Углегорского городского округа Сахалинской области на 2023-2027 годы (далее - Программа) МБДОУ № 22 с. Бошняково 694914, Сахалинская область, Углегорский район, с. Бошняково, ул. Рабочая, дом 8 8(42432)38-3-44 mbdou22bosh@mail.ru 22bosh.tvoysadik.ru Заведующий Татьяна Викторовна Дунав; старший воспитатель Светлана Михайловна Дудорова Программа является преемственной по отношению к программе развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 22 с. Бошняково Углегорского городского округа Сахалинской области, реализованной 2018-2022 годы; Программа направлена на создание условий, необходимых для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также дополнительных общеобразовательных программ Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ); Национальный проект «Образование» на 20192024 гг. (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16); Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (принят Госдумой 22.07.2020 г., одобрен Советом Федерации 24.07.2020 г.); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам 3 Цель программы Задачи программы Сроки реализации Программы Этапы реализации Программы Финансовое обеспечение Программы Ожидаемые конечные результаты реализации образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373); Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н); Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155); Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утв. приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028); Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1022) Определить стратегию развития дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и федеральных образовательных программ Обеспечить необходимые условия для реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и с учетом федеральных образовательных программ, а также для реализации дополнительных общеобразовательных программ 2023- 2027гг. 2023 уч.г. – подготовительный этап; 2024 - 2026 уч.г. – основной этап; 2027 уч.г. – контрольно-оценочный этап Областной бюджет, местный бюджет, в соответствии с планом ФХД Будут созданы необходимые условия для реализации образовательной программы 4 программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом федеральных образовательных программ, а также для реализации дополнительных общеобразовательных программ (психолого-педагогические условия; кадровые условия; материально-технические условия; финансовые условия; развивающая предметно-пространственная среда) 5 РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1. Этапы развития дошкольной образовательной организации Дошкольная образовательная организация Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 22 с. Бошняково Углегорского городского округа Сахалинской области создана в 1964 году. 1.2. Дошкольная образовательная организация в настоящее время Юридический адрес дошкольной образовательной организации: 694914, Сахалинская область, Углегорский район, с. Бошняково, ул. Рабочая, дом 8. Особенности месторасположения дошкольной образовательной организации, особенности социума: Дошкольное учреждение расположено в отдельно стоящем здании, построено в соответствии с типовым проектом. Планировка здания и его оснащение организовано с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития воспитанников. Характеристика контингента воспитанников: Основной структурной единицей МБДОУ № 22 является группа воспитанников дошкольного возраста. В настоящее время функционирует 2 группы: -разновозрастная вторая младшая; -разновозрастная старшая. Образовательные услуги, предоставляемые дошкольной образовательной организацией: МБДОУ № 22 с. Бошняково реализует: образовательную программу дошкольного образования (далее – ОП ДО). Педагогический состав ДОУ: Педагогический коллектив состоит из 5 человек, из них: Старший воспитатель – 1; Воспитатели – 4; Учитель-логопед – 0,25 ставки – 1 (по совместительству); 6 Педагог-психолог – 0,25 ставки – 1 (по совместительству). Укомплектованность: - общая – 100%; - штатная – 100%; - наличие совместителей – 2 Образовательный уровень педагогических работников ДОУ: - Высшее образование – 3 педагога (60%); - Среднее профессиональное – 2 педагога (40%) Уровень квалификации педагогических работников ДОУ: - высшая – нет (0%) - 1 категория – 3 педагога (60%); - соответствие занимаемой должности – 2 педагога (40%) 1.3. Открытость Программы Программа развития является открытым документом, что предполагает возможность внесения в нее изменений в силу объективных причин, в том числе в связи с изменениями во внешней среде дошкольной образовательной организации. 7 РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общедоступность и бесплатность государственными образовательными в в России соответствии стандартами с гарантируются федеральными дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Кроме того, предоставляемое образование должно быть качественным. Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т.ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы» (Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Качество образования обучающихся на всех уровнях общего образования, в т.ч. дошкольного образования, зависит от многих факторов. Наиболее значимыми из них являются: - качество реализуемой образовательной программы дошкольного образования; - качество условий реализации дополнительных программ. При этом качество условий реализации образовательной программы дошкольного образования напрямую влияет на их качество, а, следовательно, на качество подготовки обучающихся. В связи с этим в рамках Программы развития ДОО в 2018-2022гг. осуществлялась целенаправленная деятельность по созданию условий, необходимых для реализации основной и адаптированных образовательных программ с 8 соответствиями с требованиями ФГОС ДО, а также для реализации дополнительных образовательных программ. Анализ деятельности дошкольной образовательной организации выполнен в соответствии с требованиями к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, изложенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. 2.1. Анализ условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО Для реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО созданы следующие условия. В ДОУ созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Функционируют 2 групповых помещения с раздевалками, спальнями и санитарно-гигиеническими комнатами. В ДОУ оборудованы разнообразные помещения: музыкальный зал, физкультурный зал, методический кабинет, логопедический кабинет, психологический кабинет, кабинет робототехники, медицинский кабинет. Все помещения используются по назначению. Санитарно-гигиеническое состояние всех помещений, их освещенность соответствует нормативным показателям. Для каждой возрастной группы выделены отдельные помещения: раздевалка, игровая, туалетная, умывальная, спальная. В ДОУ идет активный процесс формирования предметно-развивающей среды с учетом федеральных государственных образовательных стандартов в направлении динамичности, стабильности, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, открытости-закрытости, учета половых и возрастных различий, активности и творчества. Для каждой возрастной группы предусмотрено наличие: мягкого и жесткого спортивного инвентаря, технического оборудования (аудио и видеоаппаратура), дидактического материала. Построение развивающей среды направленно на создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, воспитанников. 9 обеспечения личностного развития Каждая возрастная группа имеет на территории, прилегающей к зданию ДОУ, игровой участок, оснащенный игровым и спортивным оборудованием, теневым навесом. Оборудован и постоянно действует перекресток с выносными дорожными знаками для изучения дошкольниками правил дорожного движения. Территория ДОУ озеленяется деревьями, кустарниками и цветами. Объемные данные ДОУ Согласно специфике дошкольного учреждения режим пребывания детей в детском саду пятидневный, длительность пребывания воспитанников 12 часов, с 7.00 – 19.00 часов. В учреждении функционирует 2 группы: 1. Разновозрастная вторая младшая 2. Разновозрастная старшая комбинированная В детский сад принимаются дети в возрасте от 1года до 7 лет. Комплектование детей в Учреждение осуществляется с 1 июня по 1 сентября каждого календарного года. При наличии свободных мест прием осуществляется в течение года. МБДОУ № 22 с. Бошняково реализует: образовательную программу дошкольного образования (далее – ОП ДО). Педагогический состав ДОУ Педагогический коллектив состоит из 5 человек, из них: Старший воспитатель – 1; Воспитатели – 4; Учитель-логопед – 0,25 ставки – 1 (по совместительству); Педагог-психолог – 0,25 ставки – 1 (по совместительству). Укомплектованность: - общая – 100%; - штатная – 100%; - наличие совместителей – 2. Образовательный уровень педагогических работников ДОУ: - Высшее образование – 3 педагога (60%); - Среднее профессиональное – 2 педагога (40%) Уровень квалификации педагогических работников ДОУ: 10 - высшая – нет (0%) - 1 категория – 3 педагога (60%); - соответствие занимаемой должности – 2 педагога (40%) Объединяющим фактором является не только уровень профессионализма, но и личностные качества сотрудников, в т.ч. умение общаться, снимать психологическое напряжение. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения среднего возраста (основной контингент педагогов в возрасте от 35 до 65 лет). Педагогический коллектив реализует свое право на выбор образовательных программ, объединён едиными целями на решение задач и приоритетов дошкольного образования. В ДОУ созданы традиции и система комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка, направленные на: - насыщенное и безопасное развитие воспитанников; - взаимодействие взрослого и ребенка в образовательном пространстве; - приоритет развивающих и воспитательных задач. 1.2. Анализ образовательного процесса, здоровьесберегающей деятельности, управляющей системы и ресурсных возможностей реализации Программы 2.2. Анализ условий реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС ДО Для реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО созданы следующие, специальные условия образования обучающихся с ОВЗ. Название групп условий приведено в соответствии с ФГОС ДО. Кадровые условия: МБДОУ на 80% укомплектовано педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Необходимо ввести в штатное расписание 0,5 ставки тьютора. Уровень квалификации педагогических и иных работников Учреждения в области образования детей с ОВЗ соответствует требованиям. 11 В МБДОУ работает педагог-психолог, учитель-логопед, имеющие опыт работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и педагогики в достаточном объеме и не реже, чем каждые три года. Педагоги активно представляют опыт своей деятельности на конференциях, семинарах, участвую в конкурсах различного уровня. Информация о составе педагогических работников МБДОУ с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы доступна в разделе официального сайта «Сведения об образовательной организации» на странице «Педагогический состав». Материально-технические условия: Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в МБДОУ, возможностей для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры МБДОУ, санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ; социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в Учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства в учреждении и т.д.); пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в МБДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда Для детей с нарушением речи – это уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п. 12 Для детей с нарушением интеллекта – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей. При использовании помещений МБДОУ для организации коррекционноразвивающей работы с детьми с ОВЗ продуманы возможности физкультурного зала с оборудованием для детей с ОВЗ, кабинетов учителя-логопеда, педагога-психолога. Более подробная информация «Материально-техническое размещена обеспечение и в разделе официального оснащенность сайта образовательного процесса». Таким образом, в дошкольной образовательной организации созданы достаточные ресурсы для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Вместе с тем, за прошедший период не все условия удалось создать в полной мере. Некоторые условия требуют дальнейшего развития для эффективной реализации образовательных программ в условиях действующего ФГОС дошкольного образования. Необходимость совершенствования всех видов условия связана с утверждением Федеральных образовательных программ: - Федеральной образовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028); - Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1022). Таким образом, необходимо продолжить работу по созданию и модернизации всех видов ресурсов (условий), необходимых для повышения эффективности деятельности дошкольной 13 образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, а также с учетом Федеральной образовательной программы и Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ. 14 РАЗДЕЛ 3. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ (КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ) Особенностью настоящей программы развития является то, что она направлена на реализацию идей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом Федеральной образовательной программы и Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Миссия МБДОУ № 22 с. Бошняково заключается: - в создании условий для полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; - в построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования); - в сотрудничестве детей и взрослых, в признании ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - в поддержке инициативы детей в различных видах деятельности; - в сотрудничестве дошкольной образовательной организации с семьей; - в приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - в формировании познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - в возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - в учете этнокультурной ситуации развития детей. Цель: - создание условий для разностороннего развития детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. для достижения детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального 15 общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Ведущими подходами для дальнейшего развития ДОО являются: - системный подход, в соответствии с которым ДОО рассматривается как открытая развивающая и развивающаяся система, гибко реагирующая на изменения внешней по отношению к ней среды; - стратегический подход, который предписывает осуществление деятельности по управлению ДОО на основе долгосрочного прогноза развития; - информационный подход, заключающийся в том, что управление ДОО по своей сути является информационным процессом, состоящим из трех основных этапов: сбора информации о функционировании ДОО (элемент обратной связи), ее переработки и принятия управленческого решения (передачи командной информации от управляющей подсистемы к управляемой подсистеме); - мотивационно-ресурсный подход, предписывающий создание тех видов ресурсов, которые необходимы для реализации поставленных целей и задач. Достижение цели планируется через осуществление комплексных инновационных изменений в деятельности МБДОУ № 22 с. Бошняково. Все инновационные изменения в МБДОУ № 22 с. Бошняково осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Кроме того, необходимость в инновационных изменениях вызвана реализацией национального проекта «Образование» (на 2019-2024 гг.). 1. Первая группа инновационных изменений будет связана с совершенствованием деятельности групп различной направленности В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования, группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В МБДОУ № 22 с. Бошняково в настоящее время созданы и успешно работают группы общеразвивающей направленности. Кроме того, также организованы: 16 В группы включены: - воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы). C учетом образовательных потребностей обучающихся не планируется открыть группы. 2. Вторая группа инновационных изменений будет связана с организацией образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья Планируется организация образовательной деятельности для детей: - задержкой психического развития; - с расстройством аустического спектра. Для этого потребуется создание специальных условий: - использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; - проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. 3. Третья группа инновационных изменений будет направлена на создание системы работы по созданию условий для выявления и развития способных, талантливых, одаренных детей При этом педагогический коллектив МБДОУ № 22 с. Бошняково исходит из того, что каждый ребенок от природы является одаренным, задача взрослых (педагогов, родителей и др.) - выявить эту одаренность и создать условия для ее развития. 4. Четвертая группа инновационных изменений будет связана с усилением роли воспитания в дошкольном образовании Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (принят Госдумой 22.07.2020, одобрен Советом Федерации 24.07.2020) ориентирует на усиление роли воспитания в образовательном процессе. В частности, воспитание понимается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, 17 семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. В связи с этим, будет пересмотрена воспитательная работа: обновлены содержание, формы, методы, средства, технологии воспитательного процесса. 5. Пятая группа инновационных изменений будет связана с освоением новых эффективных педагогических технологий, направленных на достижение современных образовательных результатов Необходимо провести инвентаризацию используемых педагогических технологий и организовать деятельность по изучению, апробации и внедрению новых педагогических технологий, в т.ч., направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся, развитие детской одаренности, учитывающих особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также возрастные, половые и индивидуальные особенности детей. В ближайшее время будет уделено вниманию освоению дистанционных образовательных технологий, электронного обучения. С целью создания всех необходимых ресурсов для выполнения образовательных программ будут осваиваться сетевые формы их реализации. Для достижения названной цели и организации эффективной инновационной деятельности требуется создание комплекса условий в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом федеральных образовательных программ. Требования к условиям реализации Программы требования: - к психолого-педагогическим, - кадровым, - материально-техническим; - финансовым условиям реализации Программы, - к развивающей предметно-пространственной среде. 18 включают Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей; 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; 5) обеспечивает открытость дошкольного образования; 6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Созданные в процессе реализации Программы условия будут способствовать достижению цели деятельности МБДОУ № 22 с. Бошняково созданию условий для разностороннего развития детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. для достижения детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. 19 РАЗДЕЛ 4. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Программные мероприятия, направленные на достижение цели Программ развития, обусловлены требованиями к условиям реализации образовательных программ ФГОС дошкольного образования, а также федеральными образовательными программами. В связи с этим они объединены в подразделы: 4.1. Управление реализацией ФГОС дошкольного образования; 4.2. Управление реализацией дополнительных общеобразовательных программ. Названия единичных проектов в каждом подразделе обусловлены перечнем совокупности условий соответствующего ФГОС. 4.1. ПРОЕКТ «УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Цель Проекта: создание организационно-управленческого механизма, обеспечивающего эффективное управление реализацией ФГОС ДО с учетом федеральной образовательной программы дошкольного образования и федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ в МБДОУ № 22 с. Бошняково. Задачи Проекта: создать совокупность условий, необходимых для реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом федеральных образовательных программ ДО: 1. Психолого-педагогические условия; 2. Кадровые условия; 3. Материально-технические условия; 4. Финансовые условия; 5. Развивающую предметно-пространственную среду. 20 Единичный проект № 1 Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы дошкольного образования Цель: обеспечить образовательной психолого-педагогические программы дошкольного условия образования в реализации соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом ФОП ДО и ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ. № п/п Содержание Деятельности Сроки реализации Начало Окончание Ответственные 1 Обеспечение преемственности ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования: 2023 2027 2 Соблюдение требований к наполняемости Групп с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики образовательной программы: Соблюдение требований к максимально допустимому объему образовательной нагрузки с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: Использование в образовательной деятельности форм, методов, технологий работы с детьми: Технологий, форм, методов, направленных на развитие детской одаренности Технологий, форм, методов работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами 2023 2027 2023 2027 Старший воспитатель, педагог-психолог 2023 2027 2023 2027 2023 2027 Организация оценки индивидуального развития детей (педагогическая и психологическая диагностика): Создание условий, необходимых для организации социальной ситуации 2023 2027 2023 2027 Старший воспитатель, воспитатели Старший воспитатель, воспитатели Старший воспитатель, педагог-психолог Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели Педагогпсихолог, 3 4 4.1 4.2 5 6 21 Старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог Заведующий, старший воспитатель 6.1 развития детей: Обеспечение их эмоционального 2023 2027 благополучия 6.2 Поддержка индивидуальности инициативы детей и 2023 2027 6.3 Установление правил взаимодействия в разных ситуациях 2023 2027 6.4 Построение вариативного развивающего образования 2023 2027 6.5 Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка 2023 2027 7 Создание необходимых условий для диагностики нарушений развития детей 2023 2027 8 Оказание ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ и детяминвалидам, в т.ч. посредством организации инклюзивного образования Создание в Группах комбинированной направленности условий в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий 2023 2027 2023 2027 9 воспитатели Педагогпсихолог, воспитатели Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели Заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели Единичный проект № 2 Кадровые условия реализации образовательной программы дошкольного образования 22 Цель: обеспечить кадровые условия реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом ФОП ДО и ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Содержание Деятельности Комплектование образовательной организации руководящими, педагогическими, учебновспомогательными, административно-хозяйственными работниками, в т.ч. для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Предусмотрение дополнительных должностей педагогических работников в Группах для детей с ОВЗ, имеющих соответствующую квалификацию для работы с детьми ОВЗ Предусмотрение дополнительных должностей педагогических работников при организации инклюзивного образования Мотивация педагогических работников ДОО к реализации ФГОС ДО Определение состава педагогических работников, которым необходимо пройти курсовую подготовку по вопросам реализации ФГОС ДО, в т.ч. для работы с детьми с ОВЗ и детьмиинвалидами Формирование ежегодно заказа в образовательные организации, реализующие дополнительные профессиональные программы, на курсовую подготовку педагогических работников, обеспечение организации повышения квалификации педагогических работников Осуществление контроля за повышением квалификации 23 Сроки Реализации Начало Окончание 2023 2027 Ответственные Заведующий 2023 2027 Заведующий 2023 2027 Заведующий 2023 2027 Заведующий, старший воспитатель Старший воспитатель 2023 2027 2023 2027 Старший воспитатель 2023 2027 Заведующий, старший 8 9 педагогических работников ДОО, принятие мер для обеспечения создания кадровых условий для реализации ФГОС ДО Организация научно-методического сопровождения реализации ФГОС ДО в ДОО Изучение и диссеминация опыта работы педагогов, реализующих ФГОС ДО, в т.ч. в части инклюзивного образования воспитатель 2023 2027 Старший воспитатель 2023 2027 Старший воспитатель Единичный проект № 3 Материально-технические условия реализации образовательной программы дошкольного образования Цель: обеспечить образовательной материально-технические программы дошкольного условия образования в реализации соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом ФОП ДО и ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ. № п/п 1 2 3 4 5 Содержание Деятельности Сроки реализации Создание условий в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения Создание условий в соответствии с правилами пожарной безопасности: Создание условий в соответствии с возрастом, половыми и индивидуальными особенностями развития детей Создание условий в соответствии с требованиями к оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной среды Создание условий для материальнотехнического обеспечения программ (учебно-методические комплекты, оборудование, оснащение (предметы)) 24 Ответственные Начало Окончание 2023 2027 Заведующий 2023 2027 2023 2027 Зам. заведующего по безопасности Заведующий 2023 2027 Заведующий 2023 2027 Заведующий Единичный проект № 4 Финансовые условия реализации образовательной программы дошкольного образования Цель: обеспечить финансовые условия реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом ФОП ДО и ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ. № п/п 1 2 Содержание Деятельности Сроки реализации Ответственные Начало Окончание 2023 2027 Заведующий 2023 2027 Заведующий Создание финансовых условий для реализации образовательной программы дошкольного образования Создание финансовых условий для реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ Единичный проект № 5 Развивающая предметно-пространственная среда Цель: организовать предметно-пространственную среду для реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом ФОП ДО и ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ. № п/п 1 2 Содержание Деятельности Сроки реализации Насыщение ППС для реализации образовательных программ в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся и их образовательными потребностями Развитие трансформируемости ППС 25 Начало Окончание 2023 2027 Ответственные Заведующий 2023 2027 Заведующий, старший воспитатель 3 Приобретение полифункциональных материалов 4 2023 2027 2023 2027 2023 2027 2023 2027 Развитие вариативности ППС 5 Развитие доступности ППС 6 Развитие безопасности ППС 26 Заведующий Заведующий, старший воспитатель Заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог Заведующий, старший воспитатель 4.2. ПРОЕКТ «УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ» Цель Проекта: обеспечивающего создание эффективное организационно-управленческого управление реализацией механизма, дополнительных общеобразовательных программ в МБДОУ № 22 с. Бошняково. Задачи Проекта: создать совокупность условий, необходимых для реализации дополнительных общеобразовательных программ (в т.ч. адаптированных): 1. Кадровые условия; 2. Психолого-педагогические условия; 3. Финансовые условия; 4. Материально-технические условия; 5. Информационно-образовательная среда; 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение. Единичный проект № 1 Кадровые условия реализации дополнительных общеобразовательных программ Цель: обеспечить кадровые условия реализации дополнительных общеобразовательных программ, в т.ч. адаптированных. № п/п 1 1.1 1.2 Сроки реализации Ответственные Содержание Начало Окончание Деятельности Комплектование ОО руководящими, 2023 2027 Заведующий педагогическими и иными работниками для организации образовательного процесса Комплектование ОО руководящими 2023 2027 Заведующий работниками Комплектование ОО Заведующий, педагогическими работниками, в т.ч. 2023 2027 старший посредством организации сетевого воспитатель взаимодействия с другими организациями 27 1.3 Комплектование ОО другими работниками (в т.ч. для осуществления инклюзивного образования) Приведение уровня квалификации педагогических и иных работников ОО, задействованных в реализации дополнительных общеобразовательных программ, в соответствие с профессиональным стандартом Оказание постоянной научнотеоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации дополнительных общеобразовательных программ (в т.ч. по вопросам воспитания, инклюзивного образования) Стимулирование непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий (в т.ч. по вопросам воспитания, инклюзивного образования) Осуществление мониторинга результатов педагогической деятельности 2023 2027 Заведующий 2023 2027 Заведующий, старший воспитатель 2023 2027 Старший воспитатель, педагог-психолог 2023 2027 Заведующий 2023 2027 2.4 Прохождение аттестации педагогическими работниками 2023 2027 3 Организация непрерывного профессионального развития педагогических работников ОО Определение ежегодно состава педагогических работников ОО, которым необходимо пройти курсовую подготовку (в т.ч. по вопросам воспитания, инклюзивного образования) 2023 2027 Заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог Старший воспитатель, воспитатели Старший воспитатель 2023 2027 2 2.1 2.2 2.3 3.1 28 Заведующий, старший воспитатель 3.2 3.3 3.4 Формирование ежегодно заказа в ОО, реализующие дополнительные профессиональные программы, на курсовую подготовку руководящих, педагогических и иных работников ОО (в т.ч. по вопросам воспитания, инклюзивного образования) Осуществление контроля за повышением квалификации педагогических работников Организация переподготовки с последующей аттестацией на соответствие занимаемой должности педагогических работников, не имеющие необходимого для выполнения должностных обязанностей уровня профессиональной подготовки, удостоверяемого документами об образовании 2023 2027 Заведующий, старший воспитатель 2023 2027 2024 2027 Заведующий, старший воспитатель Заведующий, старший воспитатель Единичный проект № 2 Психолого-педагогические условия реализации дополнительных общеобразовательных программ Цель: обеспечить психолого-педагогические условия реализации дополнительных общеобразовательных программ, в т.ч. адаптированных. № п/п Мероприятия Сроки реализации Ответственные Начало Окончание 1 1.1 1.2 Создание необходимых психологопедагогических условий для реализации дополнительных общеразвивающих программ Обеспечение психологопедагогического сопровождения реализации дополнительных общеразвивающих программ Создание эффективной системы диагностики и мониторинга, направленных на выявление результативности и эффективности дополнительных общеразвивающих 29 2023 2027 2023 2027 2023 2027 Заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог Педагог-психолог Заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог программ Единичный проект № 3 Финансовые условия реализации дополнительных общеобразовательных программ Цель: обеспечить финансовые условия реализации дополнительных общеобразовательных программ, в т.ч. адаптированных. № п/п Содержание деятельности 1 Сроки реализации Создание финансовых условий для реализации дополнительных общеразвивающих программ Ответственные за реализацию Начало Окончание 2023 2027 Заведующий Единичный проект № 4 Материально-технические условия реализации дополнительных общеобразовательных программ Цель: обеспечить материально-технические условия реализации дополнительных общеобразовательных программ, в т.ч. адаптированных. № п/п 1 Мероприятия Сроки реализации Создание материально-технических условий для реализации дополнительных общеразвивающих программ Начало Окончание 2023 2027 Ответственные Заведующий Единичный проект № 5 Информационно-образовательная среда реализации дополнительных общеобразовательных программ Цель: создать информационно-образовательную среду для реализации дополнительных общеобразовательных программ, в т.ч. адаптированных. № п/п Мероприятия Сроки реализации Начало 1 Освоение сетевых форм реализации 2023 30 Ответственные за реализацию Окончание 2027 Заведующий, 2 3 4 дополнительных общеобразовательных программ Использование дистанционных образовательных технологий Использование электронного обучения Составление (пополнение, корректировка) перечня полезных Интернет-сервисов для реализации дополнительных общеобразовательных программ 2023 2027 2023 2027 2023 2027 старший воспитатель Старший воспитатель Заведующий, старший воспитатель Заведующий, старший воспитатель Единичный проект № 6 Учебно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Цель: реализации обеспечить учебно-методические дополнительных и информационные общеобразовательных программ, условия в т.ч. адаптированных. № п/п Сроки реализации Содержание деятельности Ответственные Начало Окончание 1 Разработка новых дополнительных общеразвивающих программ 2023 2027 2 Корректировка реализуемых дополнительных общеразвивающих программ Приведение в соответствие учебнометодического обеспечения общеразвивающих дополнительных программ их направленностям 2023 2027 2023 2027 3 Старший воспитатель, воспитатели Старший воспитатель Старший воспитатель РАЗДЕЛ 5. ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ В процессе реализации Программы развития могут возникнуть риски, связанные в первую очередь с частичным затруднением или невозможностью создания тех иных условий для реализации образовательной программы дошкольного образования. Инновационные риски Пути снижения 31 при создании условий 1. Затруднения педагогических работников при использовании педагогических технологий деятельностного типа 2. Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка Заблаговременное повышение квалификации педагогов в организациях ДПО. Корпоративное повышение квалификации Готовность к реализации образовательной программы с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий РАЗДЕЛ 6. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ Общее управление реализацией Программы осуществляется МБДОУ № 22 с. Бошняково. Управление реализаций Программы предполагается через: - разработку локальных нормативных актов, подготовку приказов, проведение педсоветов, совещаний; - координацию деятельности исполнителей в ходе работы координационного совета дошкольной образовательной организации; - разработку и реализацию ежегодных планов работы дошкольной образовательной организации; - текущий контроль за выполнением программных мероприятий; - проведение процедур самообследования и внутренней оценки качества образования; - подведение промежуточных итогов реализации Программы. 32 План финансово-хозяйственной деятельности Раздел 1. Поступления и выплаты Наименование показателя Код строки Код по бюджетной классификации 1 2 Доходы, всего: в том числе: доходы услуг, работ, компенсации учреждения, всего РФ на 2023г. на 2024г. на 2025г. 3 4 5 6 25281642 20340600 19760100 1000 от оказания затрат Сумма, рублей 1200 130 25118842 20192800 19612300 1210 130 23826400 18892800 18312300 Безвозмездные денежные поступления, всего 1400 150 162800 147800 147800 Расходы всего 2000 x 25281642 20340600 19760100 в том числе: субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания за счет средств бюджета публично-правового образования, создавшего учреждение 33 за пределами планового периода 6 7 В том числе: 2100 x 19506000 11806000 11225500 На выплату персоналу В том числе: Оплата труда 2110 111 15000000 9100000 8800000 Прочие выплаты персоналу, в том числе компенсационного характера 2120 112 100000 100000 100000 Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждения, всего В том числе: 2140 119 4406000 2606000 2325500 2141 119 4406000 2606000 2325500 Уплата налогов, сборов и иных платежей, всего 2300 850 41700 41700 41700 Из них: 2310 851 41700 41700 41700 Налог на имущество организаций и земельный налог Закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества 2630 243 Прочую закупку товаров, работ и услуг, всего 2640 244, 247 5733942 8492900 8492900 На выплату по оплате труда 34 Из них: 2640 244 3397442 3895100 3895100 На закупку энергетических ресурсов 2640 247 2223700 4500000 4500000 На иные цели 2640 244 112800 97800 97800 На выполнение муниципального задания Раздел 2 Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг Наименование показателя 1 Код строки Год начала закупки Сумма, рублей на 2023 г. на 2024 г. на 2025 г. за пределами планового периода 6 7 2 3 4 5 6 Выплаты на закупку товаров, работ, услуг, всего: 26000 x 5733942 8492900 8492900 По контрактам (договорам), заключенным до начала текущего финансового года с учетом требований Федерального закона № 44-ФЗ и «Федерального Закона № 223-ФЗ 26300 х 639589,47 35 По контрактам (договорам), планируемым к заключению в соответствующем финансовом году с учетом требований Федерального закона № 44-ФЗ и Федерального Закона № 223-ФЗ 26400 х 5094352,53 8492900 8492900 В том числе: 26410 х 3689110,53 7095100 7095100 В том числе: 26411 х 3689110,53 7095100 7095100 В соответствии с Федеральным законом № 44ФЗ За счет субсидий, предоставляемых в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ 26420 х 112800 97800 97800 за счет субсидий, предоставляемых на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания 36 В том числе: 26421 х 112800 97800 97800 В соответствии с Федеральным законом № 44ФЗ Дополнительное нецелевое финансирование на питание воспитанников (дал 8020) местный бюджет 26421 х 97800 97800 97800 Одноразовая посуда (дкл 8004) местный бюджет За счет прочих источников финансового обеспечения 26421 х 15000 26450 х 1292442 1300000 1300000 В том числе: 26451 х 1292442 1300000 1300000 26500 х 5094352,53 8492900 8492900 26610 х В соответствии с Федеральным законом № 44ФЗ Итого по контрактам, планируемым к заключению в соответствующем финансовом году в соответствии с Федеральным законом № В том числе по году начала закупки: 37